Форум » Музыка » Духовные песнопения » Ответить

Духовные песнопения

Игорь: Духовные песнопения Отрывок из предисловия к Почаевскому Богогласнику «Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих, и песнех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» (Ефес.5:19) Любовь к пению у верующего народа исконна. Пение столь сродно и столь близко подчинено нашему духу, что служит наилучшим и утонченнейшим средством для выражения нашего чувства. Им раскрываются лучше, чем словом, самые глубокие душевные состояния, самые задушевные, благороднейшие, возвышенные и святые чувства, нередко не находящие в языке человеческом соответственных себе слов и выражений. Пением выражается восторг нашего духа, успокаивается тревожное чувство, прогоняется скука, выражается грусть о минувшем благе и надежда на будущее. В беседе на 41-й псалом святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что поскольку пение облегчает человеку трудность работы и душа его склонна к этому роду наслаждений, то дабы злые духи введением развратных песен не испортили всего, Бог для ограждения от них установил псалмы, от которых бывает и удовольствие и вместе польза. От мерзких песен происходит вред, погибель и много других зол, потому что все то, что есть в них дурного и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Напротив, духовные песни доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение, и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни. Святый Иоанн Златоуст приводит такой пример: «Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухание, там пребывают пчелы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу». Святитель учит, чтобы все мы детей и жен учили петь такие песни не только при занятии пряжею и при других работах, но особенно за трапезой, так как дьявол строит козни большей частью во время пиршеств, при упоении, пресыщении, непристойном смехе и душевном расслаблении. К псалмопению пусть присоединяются и молитва, чтобы вместе с душою нам освятить и самый дом. Тогда, по слову апостола Павла, плоть не будет похотствовать на духа (Гал.5:17), но будет повиноваться на этом прекрасном и дивном пути. Известно много псалмов и духовных песен, которые составляли святые мужи, защитники православной веры: Святитель Димитрий Ростовский, знаменитый стихотворец Симеон Полоцкий, написавший стихотворную Псалтырь, Феофан Прокопович, архиепископ Новгородский, Тимофей Щербацкий, митрополит Киевский, почаевский иеромонах Христофор (Сакович), автор «Крестной Песни», и другие песнотворцы. До самых времен Петра Великого на Руси процветало пение духовных стихов. Не совсем прекратилось оно и после, особенно в быту так называемых старообрядцев. Основатели различных религиозных сект всегда пользовались пристрастием народа к пению и заключали свои еретические учения в стихи, которые распевались на сборищах сектантов. Так и до сего дня делают баптисты, штундисты. иеговисты и иные совратители простых людей. Так поступали ересеучители в самые первые времена Христианства. Но Господь еще в то время даровал защитников Православия, которые воспевали свои песни, свои гимны для охранения народа от еретических обольщений. Это были свв. Ефрем Сирин и Иоанн Златоуст. Этим испытанным средством пользовались и пользуются многие миссионеры и наших дней. Духовно-нравственные канты, в минуты житейской горечи и радости поют насельники и насельницы святых обителей, странники и богомольцы. Эти псалмы будут всегда полезны тем, кто ревнует о чистоте нравственности человека. И все православные народы пойте Богу нашему, пойте! Пойте Ему всегда и везде, в радостные и трудные минуты жизни. Сегодня я разместил на нашем сайте Московский концерт Олега Скобли - песни из программы «К нам приехал... Олег Скобля» на канале «Ля минор ТВ» от 23 апреля 2009 г. Олег Скобля - священник Московской Патриархии и, кроме того, как сказано в его биографии, духовный сын Иоанна Снычёва. Но Бог, как сказано в 9-ом псалме, не оставляет ищущих Его, т.е. пока человек стремится к Богу и ищет правды Божией, то получает от Него определённую помощь. Я уже размещал на сайте одну из понравившихся мне песен Олега Скобли - Осенняя песня В этом же концерте мне понравилась песня «Поиграй в любовь: Кроме того на сайте «Собор» я разместил познавательный фильм об истории церковных распевов Мелодия духа. Отче наш

Ответов - 28, стр: 1 2 All

Elena: Поэтому многие песнопения Юлии воспринимаются как молитва. Чувствуется высокая духовная развитость авторов как музыки так и текстов, не одна мирская лирическая песня так не тронет душу.

Игорь: Духовные и молитвенные песнопения являются самой, наверное, благоугодной жертвой Богу. Даже Господь со своими апостолами не пренебрегали пением, и это одно уже говорит о многом: И, воспев, - говорится в Евангелии, - пошли на гору Елеонскую (Мф.26:30). Недано прочитал книгу «Священномученик Иосиф Митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды». Было интересно узнать мнение этого знаменитого возглавителя истинно-православного движения на музыкальную тему. Известно, что даже в ссылке, в 1936 г., на пороге, так сказать, перехода в вечность (расстрелян 20 ноября 1937 г. в 24 часа), митрополит Иосиф (Петровых) занимался музицированием и духовным пением, хотя, скорее всего, его «репертуар» и ограничивался сугубо богослужебными мелодиями и песнопениями. Как пишет в своей книге протопресвитер Михаил Польский об этом периоде жизни Митр.Иосифа в Казахстанской ссылке, заботившийся о нем его тайный постриженник, архимандрит Арсений (Борис Григорьевич Корди) из Алма-Аты устроил ему комнату и содержал Владыку материально, он же «заботился о его еде не только в сытости, но и с соблюдением диеты, (Архим.Арсений) достал ему сперва цитру, затем фисгармонию, что для митрополита, большого музыканта, было радостью. Он перекладывал псалмы на музыку и пел». (Новые мученики Российские... ч. 2, с. 2). А вот выдержки из духовного дневника Владыки Иосифа «В объятиях Отчих. Дневник инока» (пп.417, 1795), публиковавшегося ещё до революции: Когда чем наслаждается душа, так хочется наслаждаться не одному; хочется, чтобы и другие участвовали и понимали твое наслаждение. Такова церковная красота, благолепие Богослужения нашего, умилительная сладость духовных песнопений и молитвословий церковных. Боже! Сколько умиления, красоты, теплоты чувства, сокрушения сердечного в Триоди Постной! Какая неистощимая, неоценимая сокровищница поэзии и вдохновенного излияния чувств души. Или обиходные напевы и мелодии! Сколько неподражаемой прелести, музыкальности, вдохновенной осмысленности и умилительности, о коих никак нельзя судить по грубейшим искажениям Бортнянских и т.п., дерзко посягнувших на девственную чистоту, целость и красоту нашего истового, настоящего церковного пения, заключенного в обиходе. В частности, возмущаюсь искажениями у Бортнянского чудных обиходных мелодий «Помощника и Покровителя» и др., к величайшему прискорбию получившими право гражданства в наших церквах; и долго еще, вероятно, не найдут они истинной оценки. А давно, давно пора отставить эти лживые передачи Божественных глаголов и музыки, дано пора возвратиться к заброшенному, опозоренному, искаженному, обезображенному древнему напеву, унисонно увековеченному в обиходе и нетерпеливо ждущему правильной, строго выдержанной и разумной гармонизации. Крайнюю острую жалость испытываю я по многим нашим церковным дивным мелодиям, напевам, уставам, сохраняющимся ныне разве в самых строгих пустынных обителях, тогда как в других местах повсюду это дивное сладкопение церковное крайне сокращено, искажено, опрощено, обнажено, оголено, как потравленное дерево, от своих несравненных красот и умилительной силы и сладости. Были и есть композиторы, которые прямо ставили себе целью упростить, т.е. обезобразить, изнасиловать неприкосновенную святыню наших церковных мелодий и напевов. (Так сделал и Бортнянский с «Помощником и Покровителем»). Другие, не понимая их прелестей, вместо них предлагали и предлагают свои фантазерские измышления, щекочущие ухо и ничего не говорящие сердцу. И только третьи, более благоразумные и призванные (Львовский и др.), сумели создать себе истинную бессмертную славу точнейшим переложением на ноты дивных церковных мелодий, на коих всякий может видеть несравненное их превосходство пред убогим музыканьичанием многих так называемых духовных композиторов.

Игорь: На сайте подготовлен концерт православной авторской песни Светланы Копыловой с участием гитариста Александра Ольцмана в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре 22 октября 2008 г.


23rus-87: БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ИГОРЬ! ЭТО ВСЕ ПРОНИЗЫВАЕТ, ДРОЖЬ ИДЕТ ПО ТЕЛУ! ДАЙ БОГ ТЕБЕ ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ ДОЛГОЙ!

Игорь: Смотрите мой новый видеоролик на песню Олега Скобли «Осенняя песня», который подготовлен вместе со статьёй на сайте «Собор»: Моё знакомство с монахом Ионой Недавно познакомился на Ютубе и ещё с одним интересным человеком (из другого христианского направления): Плохо, что среди христиан такое разобщение! Из-за этого и все беды на Земле!

Игорь: В канун Рождества на украинском телеканале 1+1 демонстрировали колядки в исполнении Тины Кароль:

Игорь: К международному женскому дню мы с Вячеславом Поповым подготовили известную песню Ивана Беляева "Спит Сион". Видеоклип составлен из ранее снятых видов одесских церквей.

Игорь: К международному женскому дню мы с Вячеславом Поповым подготовили известную песню Ивана Беляева "Спит Сион". Видеоклип составлен из ранее снятых видов одесских церквей.



полная версия страницы