Форум » Разговоры об Игоре Талькове » Концерт Игоря Талькова для нас » Ответить

Концерт Игоря Талькова для нас

liliabd08: Концерт Игоря Талькова проходил в Сочи в июле 1991 года. Мы со своего севера часто тогда ездили в Сочи отдыхать. Я до концерта слушала Игоря-его “Чистые пруды”, «Память” и т.д. Конечно, я была знакома с “Россией” и весьма была удивлена новым амплуа Игоря. Но что со мной произошло после его концерта – это был просто шок. Ни один певец не производил на меня своим живым концертом такого действия. А я бывала и на концерте Аллы Борисовны, и Леонтьева и т.д. (училась в Москве). Когда мы приехали в Сочи мы увидели не многочисленные афиши с рекламой о концертах Игоря Талькова. Реклама была в точности, такая как в фильме “За последней чертой”, когда Игорь там что-то напевает из “Подъесаула”. Так, что фильм нам тоже несколько родной. Мы часто гуляли мимо цирка и вот когда очередной раз проходили мимо его-то узнали что через час будет концерт Игоря Талькова. Конечно же, мы сразу взяли билеты и пошли. Я все опишу как есть-ведь это уже история. На концерте было очень мало народа и поэтому мы сели на первый ряд. Все два часа мы практически в живую общались с Игорем, так как он всегда обращался к публике. Много говорил, шутил. Улыбка у него была очень добрая и вообще он с любовью к нам отнесся. В самом начале он сказал, что столько народа на своем концерте он никогда не видел. Объяснил это тем, что ему дали плохую рекламу, а нам даже стало не ловко, что нас так мало… Первая часть концерта была социальной. Большинство песен я никогда не слышала и мой муж тоже. Сын тогда был очень маленький и вообще ничего не запомнил. Как сейчас вижу, как Игорь бьет в колокола и все его хрупкое тело содрогается. Когда пел “Кроме той роковой в которой вы все не живете ” разводил руками и пытался обнять весь зал. Когда закончилась первая часть концерта – Игорь пошел переодеваться, а его гитарист Геша играл просто музыку. Когда он вышел, какая, то ошалелая тетя с галерки вскочила и побежала к арене цирка с огромным букетом. Все с интересом наблюдали за этой сценой. Игорь увидел и сказал “Геша ты кого-то сразил своим мастерством”, но тетя проскакала мимо Геши и набросилась на Игоря. Она была очень массивная и его хрупкое тело просто в ней растворилось. Он с юмором воспринял происходящее, принял ее объятия и букет и сказал “Ну вот как всегда кто-то работает, а плоды пожинают не те.” Игорь нам сообщил что снялся сразу одновременно в двух фильмах. Сиграл положительную и рекетира. Объяснил это тем что настоящий артист должен уметь играть все. С “Летним дождем ” он закурил и немного поюродствовал в конце помахал, мол, лети и не возвращайся. Было ясно, что сердце его было уже свободно от страстей. Последняя песня была “Спасательный круг” Игорь разделся по пояс и поскакал вдоль арены-это было не забываемое зрелище. В эфире мне Игорь всегда представлялся этаким красавцем и снобом недоступным. Как же можно ошибаться. Еще помню, Игорь поделился тем, что приходится с легкомысленными членами группы, расставаться, которые слишком увлекаются женщинами и напитками. Сказал, что работа самое главное, а потом сделал дело можно и погулять, а отлавливать никого не собирается. Наверное, у него кто-то загулял тогда. Поэтому у меня сложилось впечатление о нем как о очень серьезном руководителе. Слава Богу, концертная деятельность Игоря тогда в Сочи наладилась, мы позже об этом узнали, но нам особенно повезло, потому что можно сказать, что Игорь пел только для нас и выложился, как словно был целый стадион народу. Платье у меня было ярко оранжевое пляжное-махровое,ведь мы возвращались с пляжа. Позже об этом платье Игорь и сказал мне во сне…..

Ответов - 62, стр: 1 2 3 4 All

Татьяна Санкт-Петерб: Игорь Тальков... Это невосполнимая утрата... Помню 8 октября 1989 года концерт во дворце культуры имени Гааза у нас в Питере... Попала на концет случайно. И так же случайно купила цветы, чтобы подарить Игорю... Хотя я его тогда почти не знала... Так получилось, что билет был на 1 ряд партера. Концерт был просто потрясающий!!! Я поднесла белые хризантемы, а Игорь поблагодарил поцелуем... Вообще, мне кажется, Игорь был на редкость теплым, темпераментным и любвеобильным человеком. У меня остались очень теплые воспоминания о концерте. Такой был шок, когда вот такой же солнечной грустной и теплой осенью Игоря не стало. Но нет, почему не стало? Он Жив! Мне он потом приснился всего один раз, но красивым и прекрасным был этот сон. Игорь внутри восхитительной стеклянной оранжереи прекраснейших цветов, в прекрасном возвышенном настроении, ходил между цветов и... пел во весь голос. Так красиво пел. Но не песни своего репертуара, вообще в песнях было мало земного. Игорь пел псалмы. Я потом прочитала, что псалмы поют в основном для прославления Бога и псалмы еще есть в библии. Но во сне это было немного удивительно. И стало как-то немного легче. игорю хорошо там , он в хорошем месте и с Богом. [img src=/gif/smk/sm51.gif]

Юрий: Я Вам по-доброму завидую,что Вы смогли попасть на концерт Игоря.Я в то время был слишком мал.Я представляю,что это такое,побывать на концерте,увидить Игоря живьем,услышать вживую его песни.Помню,как я побывал на концерте памяти Игоря в Кремле,на его 50-летие.Я приехал домой с горящими глазами и не мог остановиться,рассказывая родителям про концерт.

liliabd08: Вечера памяти Игоря проходили и у нас в 96-97-х годах. Дела в том, что ведь Игорь бывал у нас, но был тогда совсем еще молоденький. Но в нашем городе Костомукша (Карелия финская граница) его помнили. Творческая часть нашего города устраивала вечера памяти. Игорь был тогда с визитом Маргариты Тереховой. Меня тогда не было еще в этом городе, я училась в Москве. О его визите мне рассказывали люди которые посетили встречу с Маргаритой. Моя знакомая сидела недалеко от Игоря-она мне все и рассказала. Маргарита объявила его как восходящий талант и пригласила на сцену, и я говорит, увидела, как бородатый молодой человек встал из зала, взял гитару и начал петь. Спел он тогда «Рыжий-рыжий». Некоторые подробности напомнил еще мой муж- концерта в Сочи. Игорь очень гордился что поет не под фонограмму и известил об этом публику. Сделал он это несколько по детски наивно. Оглядел зал и сказал, может, кто проверить хочет. Конечно же, проверить сразу нашелся не менее массивный дядя, да еще навеселе. Вскочил на арену и вместо того чтобы проверять, тоже начал раздавать Игорю свои нежности и хвастаться своей Марусе что, мол, дескать, видишь с Тальковым стою. Игорю пришлось его успокаивать и конечно встреча с дядей была ему менее приятна, чем с тетей. В конце концерта, когда Игорь раздетый пробежал по арене он так и ускользнул за кулисы на таинственной ноте, оставив за собой чувство виденья.


Игорь: liliabd08 пишет: О его визите мне рассказывали люди которые посетили встречу с Маргаритой. Моя знакомая сидела недалеко от Игоря-она мне все и рассказала. Интересно было бы узнать у этой знакомой поподробнее об этом концерте. Я читал где-то в Интернете воспоминания Тереховой и там говорится, что Игорь Тальков был некой изюминкой в её театре, и когда он выходил на сцену, то весь зал загорался, - уже тогда от него исходил какой-то внутренний свет... Лилия, а Вы не можете вспомнить число, т.е. в какой именно день июля был тот концерт в Сочи, - хотя бы приблизительно?

liliabd08: Да, внутренний свет Игорь излучал с избытком, он до сих пор в моей душе, но не все, к сожалению, ловили его. Моя знакомая, к сожалению, живет теперь в Хельсинки, вышла замуж за финна. А я уже столько лет живу тут у границы и не разу в Финляндии не была, как то не тянет. Что касаемо даты концерта я все проанализировала и получилась такая логическая цепочка. С отпуска мы забрали в гости моего папу и он прожил у нас до путча-переживал очень, что выехать не сможет от нас из-за него и уехал сразу на следующий день после его окончания. Это было где-то 22 августа. Прожил он у нас неделю значит 15-го мы приехали, неделю были у меня на родине – это уже 8 августа. После концерта Игоря мы в Сочи пробыли где-то еще недели две, значит, концерт был в периоде максимум 20-25 июля. Когда мы увидели Игоря с «Балом сатаны» у белого дома после путча мы его уже радостно встретили как родного человека восклицаниями. И не могли даже предположить, что ему так мало осталось. В день похорон Игоря я посадила у себя «Амазонскую лилию» она до сих пор у меня живет и здравствует и цветет ароматными белыми цветами похожими на «Каллу».

Игорь: liliabd08 пишет: Когда мы увидели Игоря с «Балом сатаны» у белого дома после путча мы его уже радостно встретили как родного человека восклицаниями. Вы, оказывается, были и на концерте у Белого дома? А как это было, не могли бы рассказать? Кто там ещё выступал кроме Игоря Талькова? liliabd08 пишет: В день похорон Игоря я посадила у себя «Амазонскую лилию» она до сих пор у меня живет и здравствует и цветет ароматными белыми цветами похожими на «Каллу». Лилии - это мои любимые цветы! В них есть что-то особенное, возвышенное, божественное!

liliabd08: Игорь пишет: Вы, оказывается, были и на концерте у Белого дома? Игорь я имела ввиду в эфире,я иногда тороплюсь и видно неточно выразилась. Писала на работе между отдыхом...

Игорь: liliabd08 пишет: я имела ввиду в эфире Объясните всё же, Лилия, это по радио или по телевидению был какой-то репортаж или что?

liliabd08: Сразу же после путча, когда эфир (телевидение) заработал дня через два, а может и раньше около белого дома был концерт, посвященный победе. Концерт был в честь защитников и всех кто там дежурил. Я помню только что брали интервью и у Маргариты Тереховой (но это было ночью). Вот только что она говорила уже смутно помню. Что то вроде того, что хватит, мол, отсиживаться, пора и какое то участие принять, долго и так сидели. На концерте выступали многие, но я запомнила, конечно, только Игоря с «Балом сатаны» и какие то еврейские театры, они особенно радовались победе-это я отметила. Игорь выглядел необычно у него были, какие то кажется яркие брюки. После песни он сказал низко кланяюсь вам всем и вам дорогое телевидение тоже кланяюсь, с небольшим сарказмом в сторону телевидения. Народу несколько раз по пояс низко поклонился.

liliabd08: Игорь ,уточняю. Игорь Тальков еще поздравил с наступлением новой эры. И говорил "И вас дорогое телевидение с новой эрой..."

Серёжа: liliabd08 ,если Вы хотите посмотреть ещё раз эту запись зайдите ко мне на сайт;)

annakorobeinikova: Серёжа, а какой у вас сайт? Я тоже хочу посмотреть эту запись. спасибо

Игорь: annakorobeinikova пишет: Серёжа, а какой у вас сайт? Я тоже хочу посмотреть эту запись. Anna, ссылка на Серёжин сайт: http://talkov-tv.narod.ru Кстати, Серёжа, я тебя попросил не ссылку убрать, а это длинное и непонятное мне название, так что можешь вернуть ссылку в подпись.

liliabd08: Обязательно зайду,а то подзабыла. Игорь,я вам отправила ответ и свое новое письмо.

Игорь: Вот из статьи Дмитрия Савельева о Маргарите Тереховой «Королева Марго»: Вместе с Игорем Тальковым они в 1983-м основали маленький коллектив «Балаганчик», охвативший своими концертами всю тогда еще необъятную страну, вплоть до самых далеких ее северных краев, где денег у людей без счета, а знаменитых артистов только в телевизоре и увидишь. А тут вам, пожалуйста, живые Тальков с Тереховой. Бывает же такое счастье.«Чайка» #1(108) от 1 января 2008 г. http://seagullmag.com/

liliabd08: Да, лицезрение живого Игоря Тальков это великое счастье-для меня все равно, что лицезреть живого может быть Лермонтова. Как вспомню, что видели его живым так душа замирает. Только вот со ссылкой я не разобралась. Информацию про Терехову не нашла на этой странице.

Игорь: liliabd08 пишет: Только вот со ссылкой я не разобралась. Информацию про Терехову не нашла на этой странице. По-видимому, эту публикацию сняли. Но в прошлом году, когда я её нашёл, она там ещё была, и сохранилась на моём компьютере.

Игорь: Королева МаргоОднажды она сыграла колоду карт. Не простую, а гоголевскую «Аделаиду Ивановну» в телевизионных «Игроках». Сыграла крапленую тайную страсть, грозную силу. В ее собственной актерской колоде - великая тьма разных дам: прелестницы, умницы, злодейки, сладострастницы, гордячки, чудачки, обольстительницы. И все - козырные, все - царицы. Как египтянка Клеопатра, с роли которой она начинала в театре. ОПАСНЫЕ ГАСТРОЛИНесколько лет назад уральский городок Туринск торжественно постановил сделать свою царственную уроженку Маргариту Терехову почетной туринской жительницей. И в связи с этим вручить ей пакет существенных льгот: бесплатный проезд в гортранспорте плюс пониженная квартплата плюс еще что-то социально приятное. Если бы Терехова жила в Туринске или хотя бы планировала в будущем там обосноваться, она бы, конечно, с радостью сказала местным властям "спасибо" и вступила в обладание этим пакетом. Но она ограничилась одним лишь «спасибо», от звания отказалась и от пакета тоже. Потому что в Туринске только родилась и провела первые младенческие дни, а живет в Москве, откуда уезжать не собирается и куда приехала почти пятьдесят лет назад, чтобы поступать во ВГИК - а поступила в студию к Юрию Завадскому. Приехала, кстати, не из Туринска, а из Ташкента. На Урале ее мама-актриса вообще оказалась случайно. В таких случаях обычно говорят, что дочка родилась на гастролях - но на дворе было лето 1942-го и безмятежное слово "гастроли" надо спрятать подальше. Передвижной военный театр, изнурительные переезды; концерты для работников «оборонки» - на заводах, а в госпиталях - для изувеченных бойцов, которые гудели в знак одобрения, потому что аплодировать им было нечем. Вот под этот гул она и родилась. И еще какое-то время пожила с мамой военной жизнью, заранее привыкая к походному актерскому существованию. Когда вместо колыбельки - коробка с костюмами и реквизитом, вместо няньки - любой, кто окажется рядом, а о детском питании и думать забудь. И только когда крошка Рита основательно приболела - мама перебралась с ней в относительно теплый и по военной мерке хлебный Ташкент. В известном смысле ей досталось детство, схожее с маминым: по семейному преданию, рыженькую польскую девочку Галю вместе с двумя сестрами вывез в Крым, подальше от мрака гражданской войны, какой-то достойный человек. И там началось ее мытарство по детским домам с одной лишь подушкой под мышкой и образком Мадонны на груди, каковой образок умудрился выжить во всех передрягах века и сейчас в качестве бесценной реликвии живет у Анны Тереховой - внучки своей героической бабушки, дочки своей знаменитой мамы. ПО ВОЛОСАМ НЕ ПЛАЧУТОна была высокой девушкой с косой. Рост помогал ей, капитану узбекской юношеской сборной по баскетболу, ловко забрасывать мяч в кольцо, а коса этому не мешала. Помешала уже в Москве, где пришлось совершить акт обрезания: общежитский быт не предполагал условий для правильного ухода за волосами. Попросту расчесывать негде. Забегая вперед, скажу, что тема волос получила свое завершение в 1978-м, когда они с режиссером Георгием Юнгвальдом-Хилькевичем придумали, что у Миледи будут пышные локоны. Парик не потребовался: собственные волосы Тереховой были хоть куда - и их каждое утро завивали горячими щипцами. Всякий помнит, как Миледи, вскочив в седло, эффектным жестом убирала их под шляпу, прежде чем умчаться навстречу новым приключениям во всеоружии женского коварства. Мало кто знает, что ее от природы роскошная копна была, по сути, принесена в жертву «мушкетерской» славе - волосы не выдержали ежедневной пытки завивкой. Снявши голову, по волосам не плачут - это шутка про Миледи. Аня Терехова была совсем маленькой, когда мама взяла ее с собой на съемки «Мушкетеров», и когда снимали сцену, где бестрепетный палач рубит Миледи голову, Аню чем-то развлекали вдалеке от площадки. Она увидела все уже по телевизору. Ей стало страшно за маму. Я ее понимаю. Отбегая из мушкетерского будущего назад в Москву - обнаруживаю юную Риту Терехову замершей в растерянности над чемоданом, из которого исчезли деньги. Она не верит в случайности, и та кража во вгиковской общаге случайной наверняка не была. Пока она сдавала экзамены, к ней в комнату кто-то залез, вскрыл чемодан и стащил деньги на дорогу домой. Возвращаться в Ташкент было не на что, а возвращаться было надо: во ВГИК она провалилась. Значит, обратно в университет на физмат? Она так расстроилась, что торжественно поклялась себе в Москву больше ни ногой и тут же на улице чуть не угодила под грузовик. Шофер ударил по тормозам и высунулся в окно: «Что с тобой?» Она не ответила. Кстати, ей дважды повезло тогда. Во-первых, не попала под колеса. Во-вторых, не попала во ВГИК: тот курс оказался неудачным, и его распустили. НЕНОРМАЛЬНАЯ-ГЕНИАЛЬНАЯЧтобы заработать на билет, пошла на киностудию документальных, кажется, фильмов. В один из таких фильмов про тружеников науки ее и взяли - молча изображать безымянную лаборантку в НИИ. Там, в студийных коридорах, Рита Терехова то ли услышала от кого-то, то ли на стене прочитала, то ли еще как-то разведала, что сам Юрий Александрович Завадский собирается делать донабор на актерский курс в свою студию при Театре имени Моссовета. Удача была невероятной: Завадский набирал студентов крайне редко. «А что-нибудь потише в вашем репертуаре есть?» - спросил этот вальяжный и седовласый советский господин, после того как ташкентская девица на втором туре прокричала ему монолог несчастной казачки Натальи, погибающей в грозу от неподъемных чувств к Григорию Мелехову. На самом деле Терехова так истошно кричала не столько от лица Натальи, сколько чтобы разбудить задремавшую за экзаменационным столом пожилую гранд-даму отечественного искусства Веру Петровну Марецкую и обратить на себя ее внимание. «Что-нибудь потише» у нее с собой было, пожалуйста: лирические стихи Алексея Кольцова. Бабий плач по мужику и мужское объяснение в любви родному краю полушепотом - этот контраст получился эффектным. «Либо ненормальная, либо гениальная», - задумчиво произнесла в спину абитуриентке заседавшая в приемной комиссии Валентина Талызина. Завадский предпочел подумать про красивую глазастую девушку второе. Так золотая медалистка и недоучившийся физик Терехова стала сначала его ученицей, а потом - его актрисой. Встречу с Завадским она называет самой главной, а студийные годы - самыми счастливыми. Здесь отборные педагоги преподавали сценическую науку во всевозможных версиях, включая мейерхольдовскую биомеханику, и это было стократ важнее, чем недобрые взгляды завистниц из моссоветовской труппы. С театром Завадского она не рассталась и после его смерти - напротив, связала с моссоветовской сценой свою театральную жизнь. Линия этой жизни получилась не сплошной, а прерывистой. Но краже в общаге все равно - спасибо. ЛЮБИМАЯ ВНУЧКАБольшой ценитель женской красоты, Завадский, взявший Терехову в спектакль «Цезарь и Клеопатра» еще студенткой, всячески ей благоволил. Даже не очень обижался, что на первые же ухаживания кинематографа молодая театральная актриса ответила быстрым согласием и дала понять, что ценит эти сторонние отношения не меньше, чем «семейную» жизнь в театре. Другим это не дозволялось, а ей сходило с рук - к неудовольствию театрального народа, по определению недоброго. Но все хорошо в меру, и однажды счастливица Терехова оказалась на волосок от увольнения. Погодный форсмажор нарушил ее рассчитанные до минуты планы, и самолет из Ленинграда, где она снималась у Ильи Авербаха в «Монологе», вылетел в Москву с опозданием. А приземлился ровно в ту минуту, когда уже должен был подняться занавес и начаться спектакль «Дальше - тишина». У Авербаха она играла дочку Михаила Глузского, а здесь - внучку Фаины Георгиевны Раневской. На сцене эта внучка появлялась не в самом начале пьесы, но по негласному театральному правилу, пока весь актерский состав не в сборе, звонков не дают. В общем, Тереховой в пожарном порядке подыскали замену в лице другой молодой актрисы - благо роль небольшая, и бывшая сокурсница, давно об этой роли мечтавшая, знала текст назубок и была тут как тут. Дали три звонка, погасили свет, подняли занавес. Дальше - тишина. Терехову тогда спасли собственная худоба и Раневская. В гримерную нарушительница трудовой дисциплины влетела в тот момент, когда соперница совсем как в «Золушке» тщетно пыталась поместиться в ее ролевые джинсы. «Давай уж я сама», - улыбнулась Терехова, вскочила в штаны и рванула на сцену. А великая Раневская позже заступилась за нее перед дирекцией, хотя в тот вечер все сцены с внучкой демонстративно - в качестве урока, чтоб неповадно было - играла, не глядя на нее, и вообще славилась нетерпимостью к такого рода актерским вольностям по отношению к alma mater. СОВЕТСКО-БОЛГАРСКИЕ ОТНОШЕНИЯПрофессорская дочка была уже не первой киноролью Тереховой. Лирический дебют в военной мелодраме «Здравствуй, это я!» превратил ее в большую надежду нашего кино и отраду для глаз отечественных мужчин. Такая вся непростая юная Терехова - это был еще один убедительный ответ эпохи шестидесятых милым простушкам пятидесятых, возомнившим себя королевами не только бензоколонки, но и остального мира в придачу. Правда, словно бы в ненужное наследство от тех простушек Тереховой достался - пересмотрите «Здравствуй, это я!» - чуть вздернутый носик, имевший, по правде говоря, мало общего с ее природой роковой красавицы. Видимо, умные люди, знающие толк в актерских судьбах и в том, какие мелочи могут им навредить, посоветовали начинающей актрисе что-то с носиком сделать. Совет был услышан, исправления - внесены. Произошло это, скорее всего, на болгарских съемках романтической «Бегущей по волнам», которая удвоила ее актерские ставки на лидерство. Там, на съемках «Бегущей», она познакомилась со своим будущим мужем и отцом дочки - болгарским красавцем Саввой Хашимовым, в ту пору очень популярным у себя на родине актером. Да и сейчас, как утверждает Терехова, он считается одним из лучших в своей стране. Но в кино не снимается вообще. Впрочем, какое уж там, в Болгарии, кино. У них случилась та самая любовь с первого взгляда, но Хашимов был женат, и до рождения Ани разговоров о браке не заводил. Когда этот социалистический плейбой написал ей из солнечной Софии письмо с решением на ней жениться, строптивая Маргарита для порядка показала характер: «А меня ты спросил?» Но согласие дала. Актерский брак - штука не слишком надежная, а этот и вовсе был недолог: полтора года. Расстались они не из-за бытовых неурядиц, хотя их московскую жизнь комфортной не назовешь: комната в театральном общежитии, обеды в столовой, ужины у друзей - нищая романтика. Причиной разрыва стал карьерный дисбаланс. Хашимову с его незначительным, но все же акцентом, было нечего ловить в Москве, и в позднейшие рассказы о том, что его звал к себе в театр Олег Ефремов, верится слабо. А его молодую жену естественным образом не прельщало сулившее мало радостей софийское будущее. Курица не птица, Болгария не та заграница, на которую стоит делать ставку русской звезде, если она вообще имеет такую ставку в виду. Она осталась, он уехал. Хашимов обиды не затаил и, обзаведясь новой семьей и детьми, потом неизменно посылал бывшей жене деньги - на нее и дочку, которую на первое время даже взяла к себе в Болгарию его мама, так что Аня научилась лопотать на болгарском прежде, чем на русском. А вот Терехова, говорят, была уязвлена. Полагала, что союз с ней дороже ролей и аплодисментов. Знаете, имела право. ГЛЯДЯ В «ЗЕРКАЛО»Спустя несколько лет она все же заключит чрезвычайно важный для своей актерской судьбы союз с очень особенным мужчиной. Творческий союз, во всяком случае. В фильме «Зеркало», этой библии советской интеллигенции, Терехова пополнила пантеон муз Андрея Тарковского, оставив на пленке как никогда ранее отчетливый след своей обольстительной женской загадки. О том, был ли у нее роман с Тарковским в прямом и полном значении этого слова, есть разные мнения. В том числе у тех, кто с Андреем Арсеньевичем работал и его знал. Мужчины говорят, что да, такое имело место. Дамы горячо отрицают, но дамы из окружения жреца высокого искусства - это отдельный случай. Терехова в своих устных мемуарах часто намекает на сюжет их с Тарковским не вполне производственных отношений. Вспоминает, например, как однажды он выпроводил ее с обсуждения завтрашней съемки: «Рита, ты лучше иди, а то я начинаю не о том думать...» В пользу романа косвенно говорит то обстоятельство, что Тарковский женщин своей жизни выбирал с неизменной оглядкой на образ матери. А именно роль матери в «Зеркале» он отдал Тереховой, которая, вообще-то, на Марию Ивановну Вишнякову не очень была похожа. Лариса Тарковская ненавидела новую фаворитку мужа лютой ненавистью, и ее резоны ясны. Она всерьез примеривалась к главной роли в «Зеркале» - а ее получила Терехова. Позже она в глубине души рассчитывала на Гертруду в спектакле «Гамлет» - однако и та досталась Тереховой. Еще позже она сделала все, чтобы Тарковский отказался от мысли снимать Терехову в «Сталкере». Доведи он свой замысел «Идиота» до воплощения - его жена, можно не сомневаться, легла бы костьми на пути Тереховой к заветной роли Настасьи Филипповны (а Тарковский видел в этой роли именно ее). Может, Лариса Павловна подозревала, что Маргарита Борисовна незаконно вступила в обладание еще чем-то, кроме ролей. Может, ее подозрения имели под собой реальную почву. Как бы там ни было, грозовое облако висело над съемочной площадкой «Зеркала» постоянно. ПЕТУШИНЫЙ БУНТВспоминая о работе над этим фильмом, Терехова никогда не забывает упомянуть, что Тарковский изменил финалы трех ключевых сцен в соответствии с ее пожеланиями. Самый яркий пример тут - казнь петуха. Она отказалась рубить птичью голову в кадре. И не просто отказалась, а еще и якобы заявила в запале, что человек, снявший «Андрея Рублева», может на этом остановиться. А Тарковский ей якобы ответил: «Да будет тебе известно, я снимаю свой лучший фильм». Но все же разрешил ей самолично петуха не убивать - ограничился крупным планом ее потрясенного лица и влетевшими в кадр перьями обезглавленной птицы. Действительно, прямого убийства в фильме нет. Но тот разговор актрисы и режиссера в записях Ольги Сурковой, бессменного и точного «эккермана» Тарковского, выглядит скромнее. Никаких ее язвительных реплик про "Рублева", никаких его ответных признаний о своем лучшем фильме. «Рита… Что мы должны делать? Отменить сцену? - спрашивает Тарковский, неприятно удивленный ее внезапным упорством. - Пожалуйста! Только нужно было сказать об этом раньше и не морочить мне голову… Обед!» Как-то все слишком прозаично для гения и невыгодно для его музы: «не морочить голову», «обед»… То ли дело эффектная фраза о «Рублеве» - тут и характер, и независимый взгляд на вещи, и положение актрисы, с которой Тарковскому не зазорно считаться, а его жене и подавно. Ведь тот петушиный бунт, похоже, был чисто женским способом выяснить через голову мужчины отношения с соперницей и показать, кто в этом доме хозяйка - пускай только здесь и сейчас. После полузапрета «Зеркала» его автор получил от Марка Захарова, не так давно назначенного главрежем Ленкома, дружественное приглашение поставить что-нибудь по своему вкусу. Тарковский выбрал «Гамлета» и к неудовольствию ленкомовской труппы пришел к ним не только со своим уставом, но и с артистами на главные роли - в частности, с Тереховой. В роли Гертруды ее заметила и отметила критика, но сам спектакль прожил недолго, увы. В отличие от придуманного на века «Зеркала» - и еще двух фильмов с участием Тереховой, снятых чуть позже. Они калибром несопоставимо мельче и непреходящим историческим значением много жиже, но народ страстно их любит. Это я про «Собаку на сене» и «Трех мушетеров» - думаю, и за то, и за другое эстет Тарковский свою музу не одобрял. МНЕ ОТМЩЕНИЕЕсли в конце семидесятых порядочная девушка считала своим долгом заполучить полиэтиленовый пакет с Д'Артаньяном-Теодоро-Боярским для городских прогулок, то правильный дальнобойщик вырезал мозолистой рукой из «Советского экрана» и прилаживал к лобовому стеклу Терехову-Диану-Миледи. Существует мнение, что две эти самые знаменитые ее киногероини - своенравная обитательница замка и злодейка на службе у кардинала, обе известные своей мстительностью по отношению к мужскому роду, сами родом из того болезненного разрыва Тереховой с Хашимовым. Не исключено. Так вышло, что жертвой ее игр с мужским сословьем дважды становился Михаил Боярский. Одна ее героиня всячески изводила красавца-усача в «Собаке на сене», вторая - чуть не погубила в «Мушкетерах». С Боярским-партнером у актрисы Тереховой тоже все складывалось непросто. К тому моменту, как известный ленинградский специалист по кинооперетте Ян Фрид решился позвать ее в «Собаку на сене», она была уже безусловной звездой, сумевшей за пятнадцать лет раскинуть дивно богатый веер своих возможностей. В том числе - редких возможностей характерной актрисы, которая еще и красавица при этом. Вслед за романтическим пробегом по волнам и мотивам Александра Грина вышел неброский «Белорусский вокзал» и обнаружил в Тереховой способность вылепить живой характер скромными средствами и в малом пространстве роли. Далее в «Монологе» она предстала - за это отдельное спасибо режиссеру Авербаху - откровенно неприятной и занятой только собой особой, и в таком качестве была очень убедительна. Наконец, у нее уже было "Зеркало". Так что, прибыв на съемочную площадку «Собаки», звезда серией молниеносных «уколов» проверила на прочность молодого артиста. Утверждают даже, что «уколами» тут не ограничилось: сцену, где Диана хлещет Теодоро веером по лицу, Терехова играла с такой стервозной старательностью, что после первого же дубля на щеках Боярского проступили кровавые следы. Но тот все вытерпел, экзамен сдал. Они остались довольны друг другом и вскоре уже сообща, плечо к плечу, оттесняли режиссера Фрида от камеры, объясняя ему, что все прекрасно сделают сами, а его главная режиссерская задача - не мешать им из какого-нибудь тихого угла. Впоследствии Фрид ворчал что-то про несносный характер Тереховой, но тем фильмом, по итогу не вполне своим, был вполне доволен. А на Миледи ее даже и не пробовали. Эту роль вообще должна была играть Елена Соловей. Утверждение актрисы благополучно состоялось, на Соловей даже успели пошить костюмы, но тут стало известно, что Никита Михалков все же решил рискнуть и отдать «своей» уже возрастной, но по-прежнему любимой актрисе девичью роль Ольги в «Обломове», и по этой причине раба михалковской любви из игры в мушкетеров выбывает. Тогда Юнгвальд-Хилькевич и вспомнил о Тереховой, прибыв из Одессы на двор Театра имени Моссовета со словами «Рита, выручай!» У него было право назвать ее так. Они выросли чуть ли не в одном ташкентском дворе, и Хилькевич клянется, что девочка Рита была примой двора, что у нее первой из сверстниц обозначилась грудь и что это обстоятельство взволновало всех мальчишек, включая его, но в число счастливцев, с которыми Рита кокетничала, он не попал. Может, именно в отместку за ту подростковую обиду он десятью годами ранее не утвердил ее на роль в «Опасных гастролях», предпочтя Лионеллу Пырьеву. Тогда ассистентки, желая поинтеллигентнее обставить всегда болезненный для актрисы отказ, не нашли ничего лучшего, как сообщить Тереховой, что причина - в том, что она намного выше Высоцкого, и это заметно. Терехова долго смеялась. А НА ПЛЕЧЕ ГОРИТ КЛЕЙМОНавстречу прибывшему за неотложной помощью Хилькевичу она вышла - как есть Миледи: черно-белая зайцевская блузка, черные брюки, заправленные в сапоги. Не хватало только шляпы антигероини Дюма. Правда, насчет злонамеренности Леди Винтер актриса с вами еще поспорит. Расскажет, что родину предавала как раз Анна Австрийская, флиртуя с ее врагами, а Миледи, напротив, беззаветно служила Франции под крылом у патриота-кардинала. Ну, таков закон для каждого добросовестного адепта станиславского учения - выступать адвокатом своей роли: самозванка ли это Елизавета из моссоветовского спектакля «Царская охота», Диана ли, Миледи ли. С последней она сроднилась до такой степени, что, когда пришло время рисовать злополучную лилию, открывшуюся взгляду удивленного Д'Артаньяна, вдруг обнаружилось, что на плече у Тереховой проступило пятно - и именно в форме лилии. Оставалось обвести его по контуру. Об этом вспоминает не она сама, а режиссер Хилькевич, который, конечно же, мужчина увлекающийся и позволяет себе в мемуарах разное, но тут, кажется, документален. С ним Терехова, в отличие от Фрида, не воевала - не иначе как по старой ташкентской памяти. На «Трех мушкетерах» ее резкое недовольство вызвала не режиссура, а опереточный сценарий. И от Хилькевича она получила карт-бланш на вмешательство в текст роли, изъятие дешевых песенок и любое обогащение сладких речей Миледи. Чем сполна воспользовалась. В частности, так из уст клейменой искусительницы раздалось знаменитое «бросьте жертву в пасть Ваала, киньте мученицу львам…», сочиненное никаким не Дюма, а Лопе де Вега. Миледи сделала ее славу всенародной. Всюду, где бы она теперь ни появлялась, слышался этот завороженный выдох: «Миледи!» При виде нее каждый мужчина чувствовал себя Д'Артаньяном, способным простить этой чаровнице даже смерть любимой Констанции, а каждая женщина - служанкой Кэти, готовой прислуживать своей госпоже и угождать во всем. Собственно, этот успех и позволил ей в начале восьмидесятых достаточно вольно вести себя с Театром имени Моссовета, окунувшись в бурную гастрольную деятельность и не слишком балуя театральное руководство смирением перед нуждами репертуара. СЕМЬЯ В СБОРЕВ 1981 году Маргарита Терехова родила сына Сашу. Тайну отцовства она не открыла не только общественности, но и сыну, который папу ни разу в глаза не видел. Правда, и сама она впервые увидела своего папу, когда училась в институте. Тот был актером, как и мама; они познакомились во время войны в передвижном театре и играли вместе, пока его не забрали на фронт. Он воевал разведчиком, а после войны домой не вернулся. Объявившись через много лет, рассказал Рите и бывшей жене, что был контужен, потерял память и завел другую семью. Так что актриса, с детства привыкшая к отсутствию мужчины в доме, спокойно записала сына Тереховым, а его отцовскую фамилию Тураев огласила совсем недавно - на премьере своего фильма «Чайка». О Тураеве-старшем известно только, что он в Таджикистане владеет трикотажной фабрикой, что он примерный семьянин и что их эпизодическое знакомство могло произойти во время таджикских съемок фильма «Кто поедет в Трускавец». Но это все из породы предположений и версий, а вот то, что в 1981-м семья увеличилась, и ее надо было как-то содержать - непреложный факт. Вскоре, кстати, она увеличится еще: семнадцатилетняя Аня родит сына Мишу. Театральная зарплата решительно не справлялась с насущной задачей по формированию полноценного семейного бюджета, а вот концертные гонорары ловко латали бреши. Поэтому молодая сорокалетняя мама и без пяти минут бабушка оставляла младенца Сашу на попечение помощниц из числа поклонниц или брала его с собой - и отправлялась по городам и весям. Читать стихи, петь песни, играть отрывки, отвечать на записки, рассказывать случаи со съемок и, главное, снимать всяческие сливки с Милединой грандиозной популярности. Вместе с Игорем Тальковым они в 1983-м основали маленький коллектив «Балаганчик», охвативший своими концертами всю тогда еще необъятную страну, вплоть до самых далеких ее северных краев, где денег у людей без счета, а знаменитых артистов только в телевизоре и увидишь. А тут вам, пожалуйста, живые Тальков с Тереховой. Бывает же такое счастье. УХОДЯ - УХОДИВ 1984-м она ушла из Театра имени Моссовета, и театральная Москва обсуждала этот уход не менее увлеченно, чем несколькими годами позже - распил Олегом Ефремовым и Татьяной Дорониной единого тела МХАТа на чеховскую и горьковскую половины. Конфликт Тереховой с театром известен в двух различных версиях - ее и театра. Актриса утверждает, что не поехала с труппой на гастроли, поскольку некому было поручить крошечного сына Сашу. А скандал-де разразился из-за того, что она оставила без внимания срочную телеграмму от дирекции с просьбой немедленно прилететь и подменить внезапно заболевшую коллегу: собственный сын был ей дороже гастрольных нужд. В театре же убеждены, что дороже всего ей тогда были концерты и съемки в кино и что не раз и не два их штатная актриса Терехова вводила руководство в заблуждение сообщениями о дурном самочувствии и невозможности находиться по месту службы - а сама в этот момент «лечилась» на съемочной площадке или творческой встрече. В 1986-м, за пять лет до гибели Талькова, распался их «Балаганчик», и тогда же роман Тереховой с кино, еще совсем недавно такой бурный, принял вялотекущие формы. На следующий после смерти «Балаганчика» год она вернулась на сцену - в восстановленную «Царскую охоту». Но в 1995-м снова объявила об уходе. Женщина, вне зависимости от ее физического роста, может заниматься режиссурой только во второй половине жизни - так считает Терехова. Отсчет второй половины она начала в 1994-м, поставив «Когда пройдет пять лет» Федерико Гарсиа Лорки - пьесу с трудной сценической судьбой. Вошла во вкус. Принесла в родной театр шлягерную бродвейскую драму Эдварда Олби «Эти высокие женщины» и предложила: «Давайте поставим». Имея в виду себя в качестве одной из высоких женщин, а также - в качестве режиссера. К ее удивлению, в театре к этой инициативе отнеслись без блеска в глазах. Скучно сказали, что пьеса уже лежит у них в портфеле, но положил ее туда другой режиссер, и он имеет в виду других актрис. Тогда она и решила уйти - во второй раз. ТОЛЬКО ЭТОГО МАЛОВ самом деле, с ее возвращения в театр прошло без малого десять лет, а ничего, кроме старинной «Царской охоты», она так и не получила. Да, царская роль. Да, отличный спектакль Романа Виктюка. Только этого мало, как сказал поэт Арсений Тарковский, чью жену - не впрямую, конечно, но все же - она сыграла в фильме его сына «Зеркало». Уход она решила обставить по-театральному. Оповестила прессу. Отправилась в горьковский МХАТ и передала вахтерше записку для худрука Дорониной, где сообщала, что готова рассмотреть предложения о сотрудничестве. По правде говоря, жест вышел не самый шикарный. Менять безрадостное шило на беспросветное мыло? История театра знавала виражи покрасивее. Впрочем, союза актрисы Тереховой с доронинской труппой не случилось. Очень может быть, что этот фокус с объявленным уходом и письмом она придумала специально - чтобы вразумить Театр имени Моссовета и заставить его припасть к ногам с просьбой не покидать стен. Возымел ли фокус желаемое воздействие в полной мере? «Эти высокие женщины» в режиссуре Тереховой афишу так и не украсили. Несколько лет назад моссоветовский главреж Павел Хомский пообещал, что Терехова поставит у него «Без вины виноватых» и сама сыграет Кручинину. Тоже не произошло. Сегодня на московской сцене Тереховой нет. Ее место не занято - это очевидно для всякого, кто помнит по-кошачьи грациозную египетскую владычицу из «Цезаря и Клеопатры», кто не забыл ее Мари из «Глазами клоуна», а также - роскошную жертву царской охоты Елизавету и трагическую шекспировскую Гертруду. Я - ЧАЙКАО фильме «Чайка» она мечтала пять лет. Чтобы снимать исключительно в аутентичном усадебном Мелихове и в Переяславле на Плещеевом озере, чтобы самой исполнить роль Аркадиной и чтобы дочка Аня сыграла Заречную, а сын Саша - Треплева. «Может быть, я и родила их именно для "Чайки"», - загадочно улыбалась Терехова в ответ на недоумение пуритан, которые сомневались в том, что брату с сестрой, пусть даже не родным, а единоутробным, стоит играть плотскую любовь. Терехова с трудом добилась постановки и уникальной возможности работать в заповедной усадьбе, куда ни до нее, ни после никто с камерой не был допущен. В отсутствие продюсера все взвалила на себя. Фильм вышел, прошел тихо. Судя по ее «Чайке», порывистого чеховского Треплева она считает гением, Нину - большим талантом. Собственно, именно в этих двух героях она и выражала себя, однако сама сыграла Аркадину - зачем? Чтобы сгрузить в эту роль все, что ей неприятно - в профессии и в жизни. Но еще и для того, наверное, чтобы признаться, что и в ней достаточно от чеховской примы, увлеченной собой в большей степени, чем дозволительно истинно религиозному человеку, каковым она, Маргарита Терехова, себя считает и охотно демонстрирует миру. Советуется с блаженными. Постоянно цитирует святых отцов. Осеняет собеседников крестным знамением. И если какому-либо мероприятию с ее участием не хватает, по ее мнению, религиозного экстаза, она немедленно его добавляет щедрой пригоршней. Как на презентации книги об Анатолии Солоницыне в Музее кино, которая проходила в спокойном светском режиме, пока ни пришла Терехова - и первым делом ни зажгла свечку: «Это Андрей Арсеньевич… Пусть он будет с нами…» Как-то раз ее гримировали на съемках «Зеркала», а Тарковский пристроился рядом. Они болтали о разном, и Тарковский в числе прочего обронил, что давно мечтает снять такой кадр: женщина плачет во сне. «А вы это видели?» - спросила она. «Да. И кажется, э ...

Игорь: ... то единственное, что женщина делает искренне». Ее ответ на этот мужской выпад история не сохранила. Дмитрий Савельев (Москва) «Чайка» #1(108) от 1 января 2008 г

liliabd08: Да, потрясающая актриса и женщина. Я к ней всегда была не равнодушна и тоже в свое время заболела фильмом «Собака на сене». Так романтично передано зарождение настоящего чувства. После выхода фильма в Кинопанораме Райкин-младший чуть не со слезами передавал восторг Тереховой. Более подходящей пары я говорил в жизни не видел (Боярский и Терехова). Я к Боярскому после Старшего сына не серьезно относилась, но после «Собаки на сене» все изменилось. Оказывается из него Маргарита Терехова сделала актера. Он к нам два раза приезжал-ему очень прием наш понравился и я даже взяла автограф у него. Он вспоминал съемки Собаки и погоревал немного о том, как его Маргарита излупила, но потом пошутил – мол, в Мушкетерах я на ней отыгрался. Несколько раз срывал, говорит дубль, когда ее казнить собирались. Я рада, что Марго не дала разбить свое сердце Тарковскому и осталась музой для него в отличие от Малявиной и Натальи Бондарчук, которые с трудом пережили разрыв с ним и надолго впали в депрессию. Мрачное творчество Тарковского я не понимаю. Как не понимаю и картины черный квадрат и т.д. От картин Леонардо душа замирает , а вот до такого не «доросла» наверное .



полная версия страницы